|
|
Задайте нам вопрос
|
|
|
Ближайшие семинары
|
|
|
|
|
Постановка системы управления знаниями
Предпосылки
- Стратегические:
- Компания работает
в высокотехнологичной области или сфере профессиональных услуг, где «знания»
относятся к числу стратегических ресурсов, является базисом
конкурентоспособности. Хотя в других отраслях
или отдельных видах внутрикорпоративной деятельности компаний могут
находиться критически важные знания (с точки зрения успеха или выживания
компании);
- Высокие риски
потери знаний, связанные с уходом ключевых специалистов – носителей уникального
трудновоспроизводимого опыта;
- Операционные:
- Сотрудники слишком много времени тратят на поиск
нужной информации и не всегда находят то, что искали;
- Сотрудники
делают ошибки в работе или принимают неоптимальные решения вследствие
недостатка информации и знаний. Отсутствует передача знаний между отдельными
группами специалистов, и они постоянно изобретают «велосипед».
-
Решаемые задачи
- Идентификация ключевых знаний, а также связанных с ними
проблем и возможностей;
- Определение носителей (документированных и в головах
персонала) и источников ключевых знаний;
- Анализ основных характеристик ключевых знаний (содержание,
форма, размещение и доступность) и выявление проблемных областей;
- Определение состава работ по построению Системы Управления
Знаниями (СУЗ). Отдельные работы могут относиться к организационным и
административным механизмам, информационным технологиям, корпоративной
культуре, технической инфраструктуре, правовым вопросам;
- Разработка стратегии (политики) управления знаниями,
которая определяет основные цели в данной области и принципы их достижения;
- Архитектурное проектирование корпоративной памяти (базы
знаний) и СУЗ, обеспечивающее интеграцию отдельных инструментов УЗ в единую
систему;
- Разработка целевой программы по построению СУЗ и развитию
корпоративной памяти;
- Реализация мероприятий по построению СУЗ и развитию
корпоративной памяти;
- Разработка критериев, методов и процедур оценки деятельности в области
знаний.
Примеры работ,
выполняемых в рамках построения СУЗ и развития корпоративной памяти:
- Разработка единой согласованной системы понятий (единого языка) в
области деятельности компании и методов управления;
-
Для проектных организаций:
- Выделение и
спецификация типовых компонент/этапов проекта;
- Формализация
методик по выполнению типовых компонент/этапов проекта;
-
Для сервисных организаций:
- Систематизация
или разработка справочников, типовых решений, шаблонов;
- Стандартизация
типовых, сложных, часто встречающихся операций;
- Создание сообществ практиков;
- И т.п.
Конечные эффекты для бизнеса
- Создание СУЗ или отдельных ее компонент благодаря более эффективной
работе со знаниями и другими интеллектуальными ресурсами (в зависимости от
специфики деятельности компании) позволяет улучшить ключевые операционные показатели
работы предприятия, такие как качество продукции и услуг, скорость вывода новых
продуктов и выполнения заказов, экономические показатели…;
- Это достигается за счет
повышения культуры работы с информацией, сокращения времени поиска, уменьшения
количества ошибок, улучшения внутренних и внешних коммуникаций;
- В плане решения долгосрочных
задач наращивания корпоративного потенциала и получения стратегических
конкурентных преимуществ, исключительно важно решение проблем сохранения
ключевых знаний в организации, их развития, а также постановка обмена знаниями,
лучшими практиками и наработками, внедрение технологий генерации новых идей.
Непосредственные результаты
- Стратегическая карта знаний[1] («как есть», «как надо»;
- Перечень направлений развертывания работ по построению СУЗ (на ближнюю и дальнюю перспективу);
- Стратегия УЗ;
- Архитектура СУЗ;
- Метрики результативности и эффективности для оценки
деятельности и инструментов УЗ;
- Результаты выполнения инициатив по построению СУЗ:
- единая
согласованная система понятий (единый язык) в какой-либо предметной области;
- инструкции по
выполнению типовых операций (SOP);
- навигаторы[2], справочники;
- типовые решения,
шаблоны и методики их применения;
- сообщества
практиков и др.
Применяемые методологии[3]
Обучение
Особенности
по сравнению с существующей практикой
- Управление знаниями – это область деятельности, находящаяся
в становлении. Сейчас ее развивают крупные западные корпорации и отдельные
фирмы в области высоких технологий, проектной деятельности, профессиональных
услуг и т.п. Но за ней будущее, так как экономика становится все более
интеллектуальной;
- В России управление знаниями, в основном, развивается в
качестве академических разработок. В компаниях под этим могут понимать, что
угодно: базы данных, обучение персонала, организацию обмена опытом и т.д. Зачастую преобладает либо гуманитарный аспект, либо
чисто информационный аспек;
- Предлагаемый системный подход к постановке управления
знаниями базируется на интегрированной модели деятельности организации, которая
позволяет связать необходимые знания со стратегией и целями компании в области
роста конкурентоспособности и эффективности. Это достигается путем привязки стратегически
важных знаний к ключевым процессам, нуждающимся в совершенствовании, а также к
задачам развития корпоративного потенциала.
Кейсы
[1] (классификатор ключевых знаний с
их описанием, которое включает в себя стратегические требования, области
использования, носителей/источники, характеристики знаний, а также проблемные
области – направления для улучшений).
[2] Пример - Навигатор для книги «Менеджмент по нотам».
[3] Методические материалы по данной теме представлены в
разделе Публикации \\«Менеджмент знаний».
[4] Глава 3. Кудрявцев Д.В. Системы управления знаниями и
применение онтологий: учеб. пособие
/ Д.В. Кудрявцев. – СПб.: Изд-во Политехн.
ун-та, 2010. – 344 с http://issuu.com/dmitry.kudryavtsev/docs/suz .
|